Предпринимательство как драйвер экономики и внутреннее самоощущение. Часть 2

25 октября 2023 г.

— Насколько ёмка ниша предпринимательства или она может быть бесконечна?

— Она постоянно развивается, сейчас особенно перспективна ниша стартапов и компаний-единорогов. Многие стартапы сами создают отрасли: наиболее успешные и маржинальные стартапы появляются там, где ещё нет предложений, где вместе с продуктом появляется рынок. В этом смысле предпринимательская активность развивает рынок, здесь нет границ для деятельности, особенно в экономике знаний, когда знания и их «упаковка» уже являются продуктом.

— Эксперты утверждают, что в России пока нет исследований, чётко представляющих корреляцию между бизнес-образованием и успешностью бизнеса. Нет ли таких данных у ТГУ по промежуточным результатам реализации проекта «Содействие занятости»?

— Пока мы можем оперировать тезисом, что, если взять количество программ предпринимательских и непредпринимательских в проекте «Содействие занятости», и сопоставить их с количеством выпускников и их карьерным движением, то мы увидим, что людей, которые выбрали себе предпринимательскую траекторию после тех и других программ, в конечном счете, примерно одинаковое количество. Нужно отслеживать их дальнейший путь — какой бизнес «взлетел», а какой — нет. Это нам ещё предстоит исследовать.

— Насколько практико-ориентированы предпринимательские программы ТГУ и предлагаемые вузом программы в рамках «Содействия занятости»? Существует мнение, что на подобных программах должны преподавать действующие практики из бизнес-сферы.

— Мы стараемся, чтобы у нас преподавали практики, это возможно, в том числе, благодаря участию ТГУ в программах технологического предпринимательства. У нас есть доступ к промышленным партнерам и бизнес-экспертам, которых мы привлекаем в образовательные программы. Почему это интересно для бизнеса? Зачастую предпринимателю, бизнесмену, инвестору история создания собственного курса или участия в образовательном проекте важны не с точки зрения денег, а с точки зрения поиска интересных идей и возможностей для инвестиций. Для них работа со студентами — это своеобразный бизнес-акселератор. Именно таких специалистов, бизнес-тренеров и коучей мы стараемся привлекать. Кроме того, они принимают активное участие в защите выпускных проектов, особенный интерес представляют для них проекты в сфере IT или в тематике, смежной с IT.

— Существует ли какая-либо конкуренция между вузами и EdTech в сфере подготовки предпринимателей? Что делают вузы для того, чтобы быть более привлекательными для тех, кто выбрал для себя бизнес-сферу?

— Образовательный рынок очень разный и предложения можно найти разные. Есть очень дорогой сегмент: это традиционное сколковское MBA-образование в сфере бизнеса со стоимостью в несколько миллионов рублей в год. Другая история — массовые бесплатные курсы, например, в проекте «Содействие занятости». Это два разных подхода. И то, и другое есть на рынке, но конкурируют ли эти программы между собой? Вряд ли. Они ориентированы на абсолютно разную аудиторию. Причем всё больше MBA-выпускников говорят, что хард-навыки, которые им «ставят» во время обучения, очень важны. Однако ещё важнее тот круг общения (social networking), в который они попадают, разговаривая друг с другом, встречаясь с инвесторами, обсуждая в кулуарах и на переменах новые проекты и идеи. Поэтому, мне кажется, одна из ключевых задач, которая стоит сегодня перед массовыми курсами, в том числе, реализуемыми в сфере дополнительного образования, — это формирование сообщества выпускников. Потому что social networking в рамках MBA — это практика: слушатели живут и учатся вместе, они могут это себе позволить за большие деньги. Было бы хорошо, и именно над этим нужно размышлять, организовать такое же общение в условиях краткосрочных массовых курсов. Это очень непростая задача, особенно если речь идет об онлайн-обучении.

Такая практика есть у организаторов курсов по Data-анализу. Там сформировали сообщество выпускников этой программы, что позволяет им обмениваться опытом и связываться с работодателями. В ряде субъектов, например, в Казани, где предпринимательская активность довольно высокая, тоже формируются такие сообщества выпускников курсов. В общем, формирование сообществ не менее важно, чем качественный контент и опыт преподавателей программ.

— Кризис — это время для того, чтобы становиться предпринимателем или лучше подождать более подходящих времён?

— Кризис — всегда и время возможностей, и время рисков. Другое дело, что выбор для человека между «быть или не быть предпринимателем» не должен зависеть от кризиса или его отсутствия. Мне кажется, человек обязан принимать решение для себя сам в независимости от конъюнктуры. Это — его выбор взять на себя ответственность за свою судьбу, либо пойти по традиционному профессиональному пути. И в этом смысле, если человек для себя решил, что он хочет быть предпринимателем, то его совершенно не испугает кризис, потому что, приняв для себя это решение, он всегда будет видеть возможности. Экономическая ситуация для него будет просто реальностью, с которой можно работать. И наоборот: даже в период стабильности человек будет видеть, в первую очередь, риски, если он решил, что все-таки проще работать на предприятии. Это — вопрос взгляда человека изнутри на то, что происходит вокруг, и его внутреннего, независимого от внешних обстоятельств, самоощущения.

Источник публикации: https://news.tsu.ru/projects/employment/

Хотите стать амбассадором?

Заполните форму, отправьте заявку, и мы свяжемся с вами для обсуждения сотрудничества.

*
*
*
*