Вы откликнулись на объявление о вакансии, справились с тестовым заданием и получили приглашение на интервью. Но праздновать победу рано: предстоит собрать информацию о работодателе, подготовить самопрезентацию и ответы на сложные вопросы. Как пройти собеседование на «отлично» и присоединиться к компании мечты — рассказываем в статье.
Получите востребованную профессию бесплатно. Обучение от 1 до 4 месяцев
Принять участиеЧтобы долгожданное приглашение на деловую встречу не застало вас врасплох, пересмотрите свое расписание. Обязательно выделите время на подготовку к интервью и действуйте последовательно.
Этап 1. Телефонный разговор. Первый контакт с представителем компании. Покажите важность этого общения для вас. Обязательно запишите имя и должность сотрудника, который приглашает вас на встречу. Уточните информацию: адрес, время собеседования, контактные телефоны, какие документы понадобятся. Советы о том, как подготовиться к онлайн-собеседованию, вы найдете ниже.
Этап 2. Подготовка к интервью. Изучите информацию о компании и ее продуктах на сайте. Подготовьте короткий рассказ о себе и портфолио. Обязательно отдохните и выспитесь перед собеседованием, чтобы на встрече быть собранным и продуктивным.
Этап 3. Собеседование. Узнайте больше о разных типах интервью. Часто рекрутер предлагает кандидату решить кейс — проблемную или нестандартную ситуацию. В этом случае, не так важно, что вы предложите. Важно то, что в сложных ситуациях, вы видите выход или даже несколько. Продумайте ответы на сложные вопросы.
Этап 4. Подведение итогов. В конце собеседования рекрутер даст ответ, в какие сроки компания примет решение. Если проходите многоуровневый отбор, то поинтересуйтесь его этапами и тем, как получите информацию об итогах.
Если вы благополучно пройдёте каждый этап, то продвинетесь к цели — финальному собеседованию и получению предложения по работе.
НR-менеджеры выделяют четыре основных вида интервью при приеме на работу. Иногда они комбинируют приемы, чтобы лучше понять профессиональные качества сотрудника. Знания о типах собеседований позволяют лучше к ним подготовиться.
Структурированное. Предназначено для выявления опыта, навыков кандидата и того, насколько человек соответствует корпоративной культуре компании. Рекрутер задаст такие вопросы:
— расскажите о вашем образовании
— где вы работали?
— почему уволились или планируете уволиться?
— какие у вас ожидания от нового места работы?
Ситуационное или кейс-собеседование. Выявляет навыки и личные особенности. Задача менеджер по персоналу понять, как будет действовать кандидат в той или иной ситуации. Вопросы предлагаются в формате: «ситуация — действие — результат». Например: «Сроки сдачи проекта изменились и появилась необходимость работать субботу, а у вас запись к стоматологу. Как вы поступите?»
Проективное. В ходе проективного собеседования вопросы задаются не лично о кандидате, а о людях вообще. Отвечая на них, человек принимает во внимание собственный опыт. Примеры вопросов:
— как вы думаете, почему люди опаздывают?
— как вы считаете, почему сотрудники обманывают руководителя?
— как вы полагаете, зачем профессионалы строят карьеру?
Поведенческое или собеседование по компетенциям. Рекрутер рассматривает профиль должности и решает, какие профессиональные и личные навыки необходимы. И подробно расспрашивает у кандидата, как он поступил в той или иной ситуации. Цель вопросов — понять, насколько хорошо человек ориентируется в специфике работы и сможет ли быть эффективным в сложных случаях.
Групповое. Бывает двух видов. В первом случае, один менеджер собеседует несколько кандидатов. Это позволяет рекрутеру одновременно рассказать о позиции и предварительно отсеять тех, кто не заинтересован в вакансии.
Во втором случае, несколько представителей компании, например, коммерческий директор, финансовый директор и руководитель направления, общаются с одним кандидатом. Такое собеседование сокращает время менеджмента на интервью и позволяет смоделировать ситуацию переговоров.
Стрессовое. Проводится на те позиции, где от кандидата требуется высокая стрессоустойчивость и неконфликтность. Рекрутер целенаправленно провоцирует человека, задает неудобные вопросы и смотрит не столько на ответы, сколько на реакцию и изменения в поведении.
Лучше заранее знать о том, какие темы волнуют работодателя и быть готовым к ответам на них. Пересмотрите свой профессиональный опыт через призму того, что волнует работодателя.
«Почему вы ушли с предыдущего места работы?»
Как ответить: честно расскажите о своих мотивах. Если на прошлой работе у вас возник конфликт с работодателем, то попытайтесь преподнести эту ситуацию позитивно, без обвинений и негатива. Например, расскажите о том, что достигли своего потолка на данной позиции и хотите развиваться дальше.
«Какие ошибки вы допускали и как вы с ними справлялись?»
Как ответить: признайтесь в своих ошибках. Этот ответ покажет, как вы анализируете ситуацию, умеете извлекать из нее уроки, делать выводы и не допускать недочетов в дальнейшем. Заранее подготовьте кейсы из своего опыта.
«Назовите свои слабые стороны»
Как ответить: покажите слабые стороны как точки развития. Работодатель хочет увидеть, насколько вы честны и самокритичны. Не переборщите, называя недостатки. Выберите слабые стороны, над которыми вы работаете и они не критичны для данной позиции. Например, расскажите, что считаете слабой стороной недостаточное знание английского языка. Вы разработали план по обучению и занимаетесь на курсах и смотрите лекции в оригинале.
«Расскажите, чем вы гордитесь»
Как ответить: подберите примеры из своего опыта, релевантные вакансии, на которую претендуете. Покажите работодателю, какими инструментами пользуетесь для достижения своих целей.
«Кем вы видите себя через пять лет?»
Как ответить: расскажите о своей карьерной траектории. Работодатель хочет услышать о профессиональных планах и понять, насколько вы амбициозны.
Конечно, подготовить ответы на все вопросы невозможно. Вы не знаете точно, о чем пойдет речь на собеседовании. Но иметь собственную четкую позицию по важным темам необходимо. Это позволит быть более уверенным и спокойным во время интервью. Продуманные ответы покажут ваши лучшие стороны — профессионализм и готовность работать.
Часто соискатели не задают вопросов в надежде, что интервьюер спросит их сам обо всем. Если вы будете подготовленным кандидатом и достанете блокнот с вопросами, это произведет хорошее впечатление.
Обязательно уточните, что будет входить в ваши должностные обязанности. Все компании разные, поэтому ваш функционал может отличаться от привычного.
Спросите, о том, новая ли это позиция или с нее ушел сотрудник. Если позиция новая, уточните, в связи с чем появилась вакансия, какие цели компания ставит перед сотрудником. Если с этой позиции ушел человек, поинтересуйтесь, почему.
Узнайте о режиме работы в компании. Когда начинается рабочий день, возможна ли работа по выходным дням, оплачиваются ли переработки, как часто планируются командировки.
Уточните, предполагается ли обучение сотрудников. Ответ покажет, насколько компания вкладывается в образование и развитие персонала.
Спросите, кому непосредственно будете подчиняться. Самое оптимальное встретиться с этим человеком заранее. Узнайте о соподчиненности, если будете отчитываться о своей работе нескольким руководителям. Подбирайте команду, с которой вам будет комфортно.
Начинающим свою карьеру и опытным профессионалам одинаково важно правильно настроиться на процесс интервью в компании.
Будьте дружелюбны и вежливы со всеми сотрудниками — от секретаря до руководителя. Покажите, что вы лояльны и заинтересованы.
Заполните входную анкету, даже если уже отправили резюме в компанию. Тем самым вы соглашаетесь с политикой работодателя. Иногда такая процедура вводится специально, чтобы отсеять кандидатов.
Перед собеседованием запомните, как зовут рекрутера. На встрече держите зрительный контакт с менеджером и называйте его по имени. Не перебивайте собеседника в тот момент, когда он задает вам вопросы или рассказывает о компании и обязанностях. Если какая-то информация непонятна, лучше переспросить, чем сделать неверные выводы.
Собеседование — это деловая встреча, поэтому во время разговора держите в фокусе свои цели. Отвечайте на вопросы по существу, не уходите от темы. Будьте внимательны и не откровенничайте о предыдущем работодателе. Лучше сосредоточиться на позитиве, чем сказать лишнее.
В конце встречи обязательно поблагодарите интервьюера за уделенное время и информацию о компании.
Если вы планируете пройти обучение и повысить свой профессиональный уровень и ценность на рынке труда, обратите внимание на образовательные программы проекта «Содействие занятости». Качество курсов подтверждено государственной лицензией, а лекции и семинары проводят преподаватели из 160 ведущих вузов.
Вы можете выбрать любую бесплатную программу по восьми направлениям:
Обучение проходит в онлайн-формате на образовательной платформе. Учебные материалы доступны 24/7 с любого устройства — ноутбук, смартфон, ПК.
Проект «Содействие занятости» сотрудничает с компаниями-лидерами рынка: Литрес, МТС, Яндекс, Кинопоиск, ВТБ, банк «Открытие», Теле2, Ozon и другими. После окончания программы вы получите документы установленного образца и возможность пройти стажировку на реальных задачах компаний-партнеров.
Оставить заявку на бесплатное обучение
Центр карьеры поможет всем выпускникам выстроить дальнейшую карьерную траекторию. HR-специалисты профессионально сориентируют в сферах, где лучше искать работу по вашей специальности. Расскажут, на какую зарплату можете претендовать, составят подробный план поиска работы. Они помогут создать продающее резюме, оформить портфолио, написать сопроводительные письма, подготовиться к предстоящему собеседованию.
Все больше компаний используют Skype или Zoom для первого круга собеседований. Такой вид деловой встречи хорошо подходит работодателям и кандидатам: экономит время и силы. Но многие люди психологически не готовы к этому формату: то-то сильно волнуется, а кто-то подходит к интервью несерьезно. Если вам предстоит интервью по Skype, обратите внимание на такие рекомендации.
До начала встречи
✅ Изучите всю информацию о компании, узнайте все о требованиях к данной вакансии, подберите примеры из своего трудового опыта, наиболее релевантные позиции. Заранее подготовьте и отрепетируйте ответы на ключевые вопросы, которые вам зададут.
✅ Подберите одежду, соответствующую дресс-коду компании. Убедитесь, что вы полностью одеты. Во время интервью может возникнуть внештатная ситуация. Например, вам понадобятся дополнительные документы. Если вы встанете перед камерой, то ваш внешний вид не должен удивить потенциальных работодателей.
✅ Согласуйте звонок. Убедитесь, что вы поняли, кто и кому будет звонить. Часто в письме рекрутеры пишут о том, что вам нужно позвонить им в определенное время. Если пропустить эту информацию, то собеседование не состоится.
✅ Создайте в домашнем офисе деловую атмосферу. Договоритесь с семьей, что у вас важный разговор. Закройте плотно дверь в комнате, попросите не отвлекать вас.
✅ Проверьте технику заранее. Будет неловко, если в ключевой момент интервью, ваш ноутбук начнет устанавливать обновления, пропадет звук или отключится интернет.
Во время онлайн-собеседования
✅ Очаруйте работодателя с первых секунд общения. Подключите «язык тела»: улыбайтесь, двигайтесь и жестикулируйте чуть энергичнее, например, кивните головой во время приветствия.
✅ Поддерживайте зрительный контакт. Фокусируйтесь на собеседнике. Если вам нужно подумать, предупредите рекрутера, что сейчас формулируете ответ.
✅ Убедитесь, что выключили камеру и вышли из сеанса, прежде чем делиться с близкими впечатлениями.
Цель собеседования — знакомство кандидата и компании. Работодатель оценивает знания и компетенции, понимает, соответствует ли человек корпоративной культуре компании. А соискатель разбирается, какие карьерные возможности открываются перед ним. Правильно представить себя с лучшей стороны — выигрышная стратегия. В этом случае можете рассчитывать, что обойдете конкурентов и получите выгодное предложение.
Бесплатно помогаем найти работу мечты
Лучшая инвестиция — это инвестиция в себя, в свои знания и будущее. Оставьте заявку на бесплатное обучение прямо сейчас и станьте участником проекта.
Принять участиеЗаполните форму, отправьте заявку, и мы свяжемся с вами для обсуждения сотрудничества.